Вероятно, самый сумасшедший градостроительный проект в истории Земли. Построенный на пустом месте всего за три с половиной года мегаполис. Город, где нет светофоров, центр пронизан хайвеями, а в архитектуре преобладает стиль «пламенеющий Корбюзье». Знакомьтесь: Бразилиа.
Исторический экскурс
Бразильцы еще в XVIII веке понимали, что управлять гигантской федерацией проще из центра страны. Именно тогда родилась идея перенести столицу из Рио-де-Жанейро вглубь материка. Осуществить проект удалось только в 50-х годах XX века, когда за дело взялся амбициозный политик Жуселину Кубичек, в предвыборной кампании тех лет пообещавший построить новую столицу до истечения будущего президентского срока.
Мемориал Жуселину Кубичека в Бразилиа
За архитектуру Бразилиа отвечали два сильнейших бразильских архитектора — Лусио Коста и Оскар Нимейер, оба влюбленные в идеи Ле Корбюзье. Так, из наследия швейцарского классика в проект Бразилиа перекочевали четкое зонирование и районирование, функциональные конструкции из стекла и бетона, обозначение улиц цифровым методом и другие элементы концепции «Лучезарный город».
По плану Лусио Косты, очертания Бразилиа должны были совпадать со схемой самолета, где каждый «отсек» имеет свое четкое назначение. В «кабине» располагаются дворец президента, здание конгресса и аллея министерств, «пассажирский салон» — место скопления гостиниц, магазинов и банков, в «хвосте» сосредоточены муниципальные институции, а «крылья» занимают жилые кварталы, парки и сады. Вместо перекрестков со светофорами, которые так нервировали Корбюзье, в Бразилиа построили удобные развязки и пешеходные зоны, позволившие автомобилистам и пешеходам пересекаться как можно реже.
Вид на Бразилиа с МКС: из космоса видны очертания «самолета» Косты
И все же всемирно известный облик Бразилиа — заслуга Оскара Нимейера. Он наполнил план Косты по-конструктивистски строгими, но по-бразильски теплыми архитектурными формами. Фирменный прием Нимейера: взять функциональный каркас из стекла и бетона и с помощью выразительных деталей придать зданию динамику то ли босановы, то ли самбы. В ход шли колонны футуристичного кроя, входы-трапы и декоративные бассейны, превращавшие любой рисунок на здании в паттерн.
Город строился ударными темпами: основные части «самолета», улицы-магистрали и ключевые здания были созданы менее чем за четыре года. Так Кубичек выполнил свое предвыборное обещание, а Бразилия получила новую столицу и совершенно уникальный культурный опыт.
Главные места города
Телевышка
Сама по себе вышка — достопримечательность не первого порядка, однако с ее смотровой площадки можно оценить масштаб Бразилиа: удаленность шедевров Нимейера друг от друга и величественный простор Монументальной оси — главного хайвея, очерчивающего центр.
Дворец Алворада
Резиденция президента Алворада — первое здание, которое было построено в городе. По-португальски alvorada означает «рассвет». Здание получило свое название благодаря знаменитой фразе Кубичека: «Что есть Бразилиа, если не рассвет нового дня для Бразилии?»
Нимейер спроектировал президентский дворец филигранно: белоснежные колонны мягких абстрактных форм обрамляют функциональную конструкцию из стекла и бетона. И весь этот тропический конструктивизм утопает в зелени и множится в отражении в декоративных бассейнах.
Особая гордость резиденции — яркие эклектичные интерьеры. В одном зале здесь могут легко ужиться религиозные полотна XIX века, модернистские гобелены, персидский ковер и футуристичная мебель. К сожалению, внутрь дворца имеют доступ только официальные лица. Даже само здание рассмотреть с улицы довольно трудно: обширная территория резиденции и высокий забор отгораживают президентские покои от любопытствующих.
Площадь Трех властей
Ударная доза «пламенеющего Корбюзье»! Здесь расположены дворцы президента (Планалту), Национального конгресса и Верховного суда. Проектируя площадь, Коста и Нимейер стремились передать идею равного веса трех ветвей власти: все здания здесь построены так, чтобы не загораживать и композиционно дополнять друг друга.
Дворец Национального конгресса — символ Бразилиа — напоминает абстракционистский этюд с участием тарелки, полусферы и двух небоскребов. Эта конструкция — про баланс и равноправие двух палат парламента, одна из которых занимает офис под «тарелкой», а вторая под «полусферой» (на фото).
По правилам, принятым еще во времена Кубичека, вход во дворец доступен для всех граждан страны и даже для иностранцев. В здание пускают по понедельникам, четвергам и пятницам, а на обширной лужайке перед ним каждый день можно застать что-то интересное: по праздникам здесь проходят официальные шествия, а в будние дни — митинги и пикеты.
Рабочий дворец президента, Планалту, во многом похож на резиденцию Алворада: светлые «танцующие» колонны, буйство зелени вокруг и замысловатые интерьеры. Что особенно приятно — здание можно посмотреть вблизи и даже посетить с экскурсией. Кстати, соседняя резиденция Верховного суда в точности копирует уже сам Планалту. Туда тоже пускают туристов, правда, для публичного посещения открыт только небольшой музей суда.